Подготовка к олимпиаде по обществоведению
Программа подготовки к олимпиаде по обществоведению включает в себя изучение следующих содержательных блоков-модулей предмета: социально-психологического, политического, правового, экономического и культурного.
Для участников олимпиады 9 класса содержание заданий соответствует содержанию учебника 9 класса (психология, право, культура)
Для участников олимпиады 10 класса содержание заданий соответствует содержанию учебной программы 9 и 10 класса (психология, право, культура, политика, экономика, наука, философия, социология, образование, мораль, религия). Для 11 класса необходимо уже на первом этапе быть готовым к испытаниям с предварительным знанием учебной программы 11 класса в полном объёме.

Для успешного преодоления всех этапов олимпиадного процесса необходимо:

1) Знание (до деталей) текстов тем на основе рекомендуемых пособий по обществоведению для учащихся 9-11 классов
2) глубинное понимание его содержания
3) умение применять теоретический материал в процессе решения практических задач (тестов различной формы, анализа текстов и написания эссе)
4) Для победы на всех этапах олимпиадного процесса в 11 классе начинать подготовку как минимум в 10 классе!!!
И, если знание и запоминание текстов учебных пособий, рекомендуемых к изучению – это вполне достижимая самим учеником задача, то его глубинное понимание с расшифровкой смыслов и их практическое применение без помощи профессионала осуществляется сложнее.

Предлагаемая мною методика включает в себя использование готовых опорных конспектов и достаточно разнообразный тестовый материал

Особенности методики подготовки к олимпиаде:

Предлагаемая методика рассчитана как на прямое, так и дистанционное обучение!!
- использование в процессе подготовки готовых опорных конспектов и тестовых заданий, предельно адаптированных к содержанию олимпиадных заданий;
- структурированная и логически последовательная подача материала, являющаяся основой активизации и развития гуманитарного мышления ученика;
- еженедельный тестовый тренинг с периодическим повтором изученных тем
- дистанционные занятия проводятся с использованием приложений Вайбер или Скайп

Тестовые задания включают в себя:
Раздел А
1) 15 заданий с одним ответом из 4-ёх или 5-ти
Например:
1. Унитарная форма государственного устройства основана на
1) полном разделении полномочий между центром и регионами;
2) концентрации полномочий центральными органами власти;
3) концентрации полномочий наднациональными органами власти;
4) концентрации полномочий региональными и местными органами власти (олимпиада 2019)


2. Какая продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте от 14 до 16 лет?
1) не более 40 часов в неделю;
2) не более 35 часов в неделю;
3) не более 23 часов в неделю;
4) не более 20 часов в неделю (олимпиада 2019)


2) 10 заданий на «верно-неверно»
Например:
1. Верно ли утверждение: (олимпиада 2019)
а) На республиканский референдум могут выноситься вопросы об установлении, изменении и отмене налогов;
б) На местный референдум могут выноситься вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц.
1) верно а)
3) верны оба суждения
2) верно б)
4) оба суждения неверны
2. Верно ли утверждение:
Продукция французского иностранного предприятия, работающего на территории Беларуси, учитывается при подсчёте
а) валового внутреннего продукта Франции;
б) валового национального продукта Беларуси.
1) верно а)
3) верны оба суждения
2) верно б)
4) оба суждения неверны.

3) 10 заданий с двумя правильными ответами из 6-ти (олимпиада 2019)
1. Укажите формы местного самоуправления, действие которых предусмотрено в Республике Беларусь
1) местные Советы депутатов;
2) законодательная инициатива;
3) выборы депутатов Палаты представителей;
4) местные собрания граждан;
5) районные и городские суды;
6) местные исполнительные комитеты.

2. К основным принципам, определяющим и регламентирующим гражданские отношения, НЕ относятся принципы
1) верховенство права;
2) приоритет общественных интересов;
3) презумпция невиновности;
4) свобода договора;
5) неприкосновенность собственности;
6) невмешательство во внутренние дела государства.










Раздел Б
10 заданий на установление соответствия понятий с их содержанием, портретов с их авторами, дат и событий, имён и направлений деятельности

Например: (олимпиада 2019)
1. Соотнесите нормативный правовой акт с актами, на соответствие которым он проверяется Конституционным Судом республики Беларусь:
1) закон; а) Конституция, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, законы, декреты, указы и постановления Правительства; 
2) акт межгосударственных образований; б) Конституция, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, законы, декреты и указы;
3) нормативные акты Верховного Суда; в) Конституция и международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь;
г) Конституция, международно-правовые акты, ратифицированные Республикой Беларусь, законы и декреты.
2. Соотнесите философские направления и характерные для них идеи
1) прагматизм; а) классовая борьба и смена формаций лежат в основе социальной динамики;
2) рационализм; б) истинным считается знание, которое практически полезно; 
3) экзистенциализм; в) познание истины основано на способности разума постигать суть вещей; 
г) человеческое существование всегда конкретно, неповторимо и временно.
3 задания на введение недостающего слова в тексте или введение понятия (термина) через раскрытое его содержание (олимпиада 2019)
Например:
1. __________________ – это юридически закреплённый факт реального обладания объектом собственности. В этом случае владелец имеет право пользоваться и распоряжаться данным объектом.

2. __________________ – это сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.

3. __________________ – это обесценивание бумажных денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием.

4 задания на самостоятельное формулирование содержания представленного понятия
Например:
1. Эксперимент – это _________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________.

2. Философия – это_________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________.

3. Суверенитет – это _________________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________.

4. Гражданская дееспособность – это ________________________________
________________________________________________________________
______________________________________________________________.

3 задания на восстановление суждений (могут быть представлены фрагменты текста учебника, статьи Конституции, органы власти через их полномочия и др.) (олимпиада 2019)
Например:
1. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова.
Конституция нашего государства начинается торжественными словами преамбулы:
«Мы, _________________ Республики Беларусь (Беларуси), исходя из ответственности за настоящее и будущее Беларуси, сознавая себя полноправным _______________ мирового сообщества и подтверждая свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение, опираясь на многовековую историю развития белорусской ____________________ …»

2. Прочитайте внимательно текст и вставьте пропущенные слова из списка. В списке все слова приведены в именительный падеж единственного числа, среди них есть лишние.
Работой __________________ руководит Премьер-министр, который назначается _____________________ с согласия Палаты представителей Национального ___________________.


В части Б возможно написание эссе на тему, представленную в виде высказывания мыслителя, анализ диаграмм с собственными выводами и др.
Например:
ЗАПИШИТЕ ОТВЕТ (ЭССЕ)
1. Кратко опишите характерные черты информационного общества (олимпиада 2019, 4-ый этап)

Формат заданий не имеет постоянного ежегодно повторяющегося стандарта.