- +375 (29) 659 16 50
- г. Минск, ул. Макаёнка, дом. 15 корп. В
Репетитор по обществоведению (ЦТ, ЦЭ, лицей БГУ, ЕГЭ)
Подготовка к поступлению в лицей БГУ
Программа подготовки к поступлению в лицей БГУ в рамках вступительной компании 2022 года включает в себя изучение следующих содержательных блоков: социально-психологического, правового и культурного.
Для успешной сдачи вступительного испытания необходимо:
1) Знание (до деталей) текста учебника по обществоведению для учащихся 9 класса
2) глубинное понимание его содержания
3) умение применять теоретический материал в процессе решения практических задач.
И, если знание и запоминание текста учебника – это вполне достижимая самим учеником задача, то его глубинное понимание с расшифровкой смыслов, без помощи профессионала осуществить гораздо сложнее.
Ещё одним препятствием для успешного преодоления вступительного испытания 2022 года является отсутствие необходимого объема тестовых заданий соответствующей формы, содержание которых соответствует программе нового, изданного в 2019 году учебного пособия по обществоведению. Лицей, к сожалению, в этом году не обеспечил абитуриентов ни печатным, ни электронным вариантом сборников тестовых заданий, которые использовались во время вступительной компании последних двух лет. Это значительно усложняет самостоятельную подготовку ученика к экзамену.
Предлагаемая мною методика включает в себя достаточно разнообразный тестовый материал, который использует как старую тестовую базу, так и новую, включающую РИ для поступающих в лицей, а также задания для участников олимпиад (что значительно повышает качество выполнения заданий усложненной формы) и разработанные самим репетитором тесты, которые будут использоваться во вступительной компании 2022 года.
Тестовые задания (всего 67) включают в себя:
Часть А (15 заданий по 1 баллу на выбор одного правильного ответа из 5-ти)
Например:
А1. Самообладание – это:
1) способность предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей
2) склонность неотступно следовать чему-либо
3) способность сохранять внутреннее спокойствие
4) уход от импульсивных и необдуманных действий
5) сознательная направленность личности на достижение определенного результата
А2. Совет Республики:
1) разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики;
2) руководит системой подчиненных ему органов государственного управления;
3) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов;
4) осуществляет контроль над соответствием Конституции нормативно-правовых актов;
5) формируется косвенно на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня
Часть В (15 заданий по 1 баллу на выбор правильного ответа из 7-ми)
Например:
В1. Характерным признаком социального государства является:
1) наличие единой для всей территории системы органов власти;
2) свободное существование в обществе различных идеологий;
3) независимость в сфере международных отношений;
4) стремление обеспечить достойные условия жизни для населения
5) обеспечение равенства всех граждан в осуществлении власти
6) обеспечение права на судебную защиту
7) обеспечение верховенства власти внутри страны.
15 заданий по 2 балла – задание на соотношение понятий с их содержанием
Например:
В1. Установите соответствие:
Внутриличностный конфликт | Содержание |
А) ролевой | 1) между ожиданиями в той или иной сфере и возможностями человека |
Б) нереализованных желаний | 2) невозможность выполнения нескольких различных функций |
В) мотивационный | 3) нежелание принять себя в реальном виде |
- | 4)между желаниями и возможностью их удовлетворить |
- | 5) Взаимоисключение различных интересов и потребностей |
В2. Выберите правильную последовательность принятия правовых документов:
А) Пакт о гражданских и политических правах | 1) АБВГД |
Б) Конвенция о правах ребенка | 2) БВГДА |
В) Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин | 3) ВГДАБ |
Г) Всеобщая декларация прав человека | 4) ГДАБВ |
Д) Конвенция против пыток и других жестоких наказаний | 5) ГАВДБ |
В3. Заполните схему:
Структурные элементы деятельности
Как | Что в итоге | С помощью чего | Почему | Ради чего |
.......... | ...... | ................ | ..................... | .............. |
7 заданий на «верно» и «неверно» (по 2 балла)
Например:
В4. Верно ли, что:
А) малолетние имеют право безвозмездно пользоваться имуществом, предоставленным им их законными представителями
Б) малолетние имеют право самостоятельно принять в дар недвижимое имущество
1) верно А
2) верно Б
3) верны А и Б
4) оба ответа не верны
Часть С
9 заданий на определение понятий (по 2 балла)
Например:
С1. Определите понятие по следующим характеристикам:
1) побуждает человека соблюдать нравственные нормы
2) запрещает совершать действия, несовместимые с нравственными нормами
3) оценивает поступки человека с точки зрения нравственных норм
4) может корректировать поступки во время их совершения, - это ……………….. .
С2. Американский психолог Х. Хекхаузен утверждал, что социально-психологический феномен, который Вам следует определить наиболее точно
описан в Евангелии (Лука 10: 30-38):
«…Человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив
его едва живым. Самаритянин, проезжая, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем и ежели издержишь что более, я, когда
возвращусь, отдам тебе». …………………. Впишите термин.
С3. Политическая и правовая связь лица с государством, не зависящая от национальной принадлежности этого лица, обозначается понятием …………………….. .
8 заданий на выбор одного или нескольких правильных ответа из 8-ми
Например:
С4. Определите автора цитаты:
«… Жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже если человек лишен ценностей творчества и переживания, он всё ещё сохраняет смысл своей жизни, который необходимо осуществить, - смысл, содержащийся в праве справиться со страданием»
1) Х.Инхам
2) Ч.Кули
3) Дж.Лифт
4) В.Франкл
5) Р.Плутчик
6) К.Роджерс
7) И.Павлов
8) Ортега-и-Гассет
4 задания: расшифровка изображений (фото разновидностей социальных групп, символов, видов общения, типов культур и др.)
Например:

С6. Каким из устойчивых мотивов в данном случае в наибольшей степени руководствуется человек:

1) долг
2) совесть
3) установка
4) целеустремленность
5) выдержка
1 задание: круги Эйлера (4 балла)
Например:
С4. Соотнесите на кругах Эйлера понятия (установление родо-видовых отличий):
1) мировоззрение
2) мироощущение
3) философия
Если объем одного понятия входит в объем другого понятия, то:
- понятие с меньшим объемом называется видовым
- понятие с большим объемом называется родовым
Если в понятие входит только один элемент, оно называется единичным.
С5. Соотнесите через круги Эйлера:
А – альтруизм
В – альтруист
С – личностная черта или форма поведения
Д – эгоизм